Рассказы о съемках


Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "4 таксиста и собака".
Режиссер- Федор Попов. Год выхода фильма- 2004.

Четыре таксиста и собака


Самая сложная часть

Работа над картиной начилась в январе 2003 года. Мне позвонила директор студии "Стелла" Марина Недоступ с просьбой прочитать сценарий нового фильма с собаками. Выбрав время, я приехал на "Мосфильм". Начали обсуждение этого проекта. Меня плавно ввели в состояние шока. Предстояло провести по- настоящему серьезнейшую дрессировку. Но засада была в том, что цирковым приемам предстояло обучать таксу. Я, инструктор по дрессировке служебных собак, сначала качал головой, отнекивался и говорил, что это будет очень тяжело, и не нужно что- либо придумывать. Проще снять кино с овчарками, эрдельтерьерами или ризеншнауцерами. Но сценарий никто не хотел менять и пришлось согласиться. Пусть будет такса. На обработку сценария и консультации взяли неделю. Позвонил друзьям в Городской клуб Служебного Собаководста. Друзья повеселились от души, отвечая на мои вопросы. Дрессировать таксу ... Ну, ну... Пожелали успехов. Позвонил таксистам (таксятникам) на притравочные станции, а также в секцию такс при СКОРе. Везде меня уверяли, что отдрессировать таксу даже по ОКД, не говоря уже о цирковой дрессировке, у нас не получиться никогда. Выписал из сценария все приемы с собаками. Сделал первичные раскадровки. Волосы снова поднялись дыбом. Ну, ладно. Проверим свои силы.
Снова приехал на Мосфильм. Привез свои предложения и расчет предварительных расходов студии. Предложения были следущими: готовить несколько одинаковых собак одновременно, в сценах с живым львом и в поезде использовать муляж. И срочно искать дублеров и главного героя.
C главным героем и его дублерами тоже была засада. Режиссер никак не мог определиться с выбором вида таксы. И наша работа поэтому тоже стояла. Пришлось капать на мозги директору картины, а она в свою очередь подгоняла режиссера. С нашей подачи, не скажу что это было легко, была выбрана для съемок рыжая гладкошерстная такса. Была уже середина марта. До начало съемок менее 3 месяцев. Времени чрезвычайно мало.
Обзвонили все клубы и питомники с предложением владельцам такс со своими собаками пройти кастинг и отбор для съемок. Кастинг был назначен на начало апреля. За это время объездили несколько притравочных станций. Знакомились с особенностями работы такс в норе. Особенностями работы инструкторов и спецификой подготовки. Появились первые недоброжелатели. Нам стали даже откровенно мешать: отговаривать владельцев от кастинга и запрещать принимать участие в съемках фильма. Были и случаи откровенного шантажа: "в фильме должны сниматься только мои заводчики, или не видать вам вообще собак". Но на отбор на Мосфильм приехало 11 очень интересных и перспективных собак, владельцев которых нашли и через клубы, и по объявлениям. На кастинге были отобраны Жасмин Дар Самоцвета, он же главный герой кинокартины - Фигаро, а точнее "Фигаро номер два" (почему именно №2 расскажу чуть позже), Ганс (Абдула Ассортик) - Фигаро номер четыре, и Бэри - Фигаро номер пять.
Студия, наряду с использованием в картине собак владельцев, решила купить двух собственных собак для съемок. Ведь существовала опасность для собаки и в клетке со львом, и на притравочной станции, и при постановке каскадерских элементов в картине. Стали обзванивать по газете объявлений. Искали щенков таксы от 8 до 10 месяцев. Практически ничего не получалось. Все щенки такого возраста были уже давно проданы. После трех дней напряженной работы на телефоне счастье всё- таки нам улыбнулось. Проехали по адресу в Видное. Начинаем беседовать с заводчицей. Не можем понять, почему щенки так засиделись. Предложенная цена за щенка тоже несколько смущала. Но делать было нечего. Срочно нужна была собака для работы на картине. Принесли первого щенка. Даже не связанный с собаками человек мог понять, что этого щенка брать не нужно. Попросили принести посмотреть другого. Тут же нам стали говорить, что тот щенок оставлен для себя и стоит дороже. Добились, что и его нам показали. "Вот это правильная такса"- сказали мы в один голос. Обратили внимание на небольшой рахит и некоторую волосатость гладкошерстной таксы. Но решение о покупке было всё- таки принято. И через пятнадцать минут мы везли в машине первого нашего Фигаро, которого назвали Горошком. Он был мельче всех остальных наших такс. Но полностью оправдал наши надежды и вложенный в него труд. Почему Горошек? Фигаро, Фига, Гаро. Гаро оказалось самым лучшим на тот момент. Позже Гаро перерос в Горошка. Горошек поселился в квартире у Ирины Афанасьевой, которая начала его подготовку к картине. Горошек по началу испытывал сильную боязнь ко всему. Но знакомство и овладение новым миром шло у Горошка семимильными шагами, что, наверное, позже и помогло снять сложную сцену со львом.
Через три недели счастье снова улыбнулось. Нашли питомник такс, где были готовы просто так отдать двух годовалых такс в хорошие руки. Поехали смотреть. Таксы подходили по размеру и цвету. Единственное замечание были очень худыми, а точнее просто ходячими скелетами. Неделю после их просто откармливали. Затем Фига - Фигаро номер шесть, был отправлен, если мне не изменяет память, в Пензу к братьям Запашным, которые в это время были там на гастролях и должны были максимально адаптировать таксу ко льву. Рюрик (почему именно Рюрик до сих пор сам не понимаю) - Фигаро номер три, был отправлен на воспитание к Горошку.
Подготовка шла полным ходом. Ежедневно я выезжал по трем адресам в Москве, а именно в "Коньково", в "Кузьминки" и в "Митино" и занимался с отобранными таксами. По выходным мы делали совместную тренировку для всех собак в парке "Красная Пресня".
В ходе подготовительной работы определились со специализацией всех такс в картине. Все таксы были сильно похожи друг на друга (специально подобрали сильно похожих), подмены зрители заметить не должны. В картине было необходимо создать единый собирательный образ таксы, даже с помощью разных такс. И в этом будут участвовать:
  1. Горошек будет работать в каскадерских сценах и в сценах худой собаки, то есть после "хищения негодяями" и "долгой дороги назад". Именно его будут чаще всего носить на руках на репетициях.
  2. Жасмин будет работать там, где нужна красота, изящество и крупные планы. Пробеги, работа на расстоянии и трюки. Наше главное лицо кинокартины.
  3. Рюрик будет работать на пробегах, и там, где будет нужно изображать "мертвую" собаку, например в больнице. Плюс все планы в каскадерских сценах, так как максимально похож на Жасмина по фактуре.
  4. Ганс будет работать в сценах злой собаки, работы на притравочной станции в норе, носить поводок и сидеть столбиком.
  5. Бэри будет быстро бегать, высоко прыгать и глубоко копать.
  6. Фига будет работать в клетке со львом.

Собственно, любая из этих собак в любой момент могла заменить другую, так как все собаки готовились по одной программе и на момент начала съемок подготовка со всеми была проведена и закончена. За две недели до начала съемок после постройки на базе каскадеров в Сетуньском Стане имитации вольера льва Московского зоопарка вместе со своими собаками мы стали наведоваться в гости к настоящему льву и "подвергать шоку" наших собак, то есть адаптироваться рядом со львом. Братья Запашные оказались вполне адекватными людьми и дали нам "зеленый свет". В последствии это очень нам пригодилось, а режиссер смог снять кадры- шедевры.



В вольере льва


Первым снятым эпизодом в картине был эпизод "В вольере льва". Сложностей там было предостаточно. Режиссер не совсем понимал, как именно делать картину и как продюсер требовал идти строго по плану. Оператор- постановщик картины Ломер Ахвледиани взял на себя большинство функций режиссера. И именно благодаря ему и была снята эта кинокартина.
Важной задачей для режиссера было увидеть в одном кадре и льва, и собаку. Братья Запашные вывели льва, уложили. Затем выпустили Фигу. Фига прекрасно оббежал льва, однако облаивать его совершенно не хотел. И льву и самому Фигу общество друг друга надоело и стало казаться, что эпизод вообще никогда не будет снят. Но пришел на помощь наш самый маленький Горошек. Предварительные тренировки не прошли даром. Благодаря тому, что Горошек чувствовал себя на подъеме и "море ему было по колено", лишь бы дали на кого- нибудь полаить и поиграть. На тренировках в парке "Красная Пресня" Горошек частенько играл и хватал за шерсть большую кавказкую овчарку Графа. Льва он уже видел через решетку клетки и тоже прекрасно его облаивал. Здесь решетки не было. Горошек и лев Майкл были один на один. Братья Запашные, вместе с отцом и помощниками держали Майкла под контролем. Горошек находился на страховочном тросу, привязанном за ошейник. Следуют команды "Мотор", "Начали". Все в напряжении. Горошек смотрит на нас, спрашивая "Что делать дальше?". "Давай, Горох ... Шшшш - Шшш - Шш ..." Горошек с радостью начинает облаивать Майкла. Постепенно приближается ко льву. Расстояние уже метр. Горошку нравиться эта игра. Нам немного не по себе. Вот лев чуть двинулся. Горошек отпрыгивает и по-настоящему атакует. Майкл в шоке. Не понимает, что именно хочет эта "Моська". Снова резкое движение льва. Горошек обозначает укус за хвост и отпрыгивает. Есть шедевр. Из снятого материала уже можно смонтировать множество прекрасных кадров.
Горошек! Мы в тебе не ошиблись. Спасибо, что ты есть. Ты наш первый, и "номер один".

В таксопарке

Съемки в таксопарке поразили своей непредсказуемостью. К сожалению, в сцене погони охранника за таксой выстрелами и взрывами были "сорваны" две наших таксы Рюрик и Горох. Потом более двух месяцев потребовалось восстанавливать этих собак. Народ смеется над этими кадрами, где охранник гоняется за таксой. Для собак эта съемка была очень жестокой и очень больной. Кстати, досъем этой сцены делали с Жасмином, где через игру добились поразительного сходства с погоней и преследованием. Жалко, что режиссер не хотел прислушиваться к нам с самого начала.
В таксопарке снимали и щенка таксы, и овчарку Ларисы Крепковой, которая играла местную собаку. Снимали один и тот же кадр дважды, потому что в первый раз второй группе дали всего лишь один прибор и поставили очень жесткий свет. Скупой всегда платит дважды. Когда снимали через три недели актеров в том же месте, свет поставили уже нормальный. Снятое ранее не монтировалось со снятым сейчас. Поэтому снятые ранее кадры были в корзине. Щенок тем временем уже сильно подрос. Снова искали маленького щенка и переснимали эпизод, где собака берет щенка в зубы и заносит его в будку. Одним кадром были сняты щенок и собака у миски, щенок смотрит в миску, собака смотрит в миску, собака берет щенка, собака заносит щенка в будку, собака разворачивается и кладет щенка, собака скалит зубы и лает, щенок смотрит на камеру через лающую собаку.
Хочу два слова сказать о репетициях этого эпизода, а точнее о начале репетиций. С собакой, которая будет носить щенка определились почти сразу. Этой собакой стал Аякс Ларисы Крепковой. Собака имела навык ношения котят в зубах. Другое дело нести щенка. Он не умеет приземлятся на лапы как котенок. Да и кто даст щенка потренироваться. Однако, мы нашли такую хозяйку. Ею была Елена Басова, которая известна в спортивном собачьем мире. И, как специально для нас, у неё в тот момент был щенок таксы. Мы приехали всей честной компанией к Елене Сергеевне в гости и уже через час были уверены в том, что выбранная нами собака понесет любого щенка. Огромное ей спасибо за это.

На улицах города

На съемочной площадке практически всегда находились три таксы. У Жасмина набралось около 40 съемочных дней. Всегда рядом были ещё две таксы, купленные студией, Рюрик и Горошек. К слову, после съемок мы без труда нашли им хозяев. Однако было и такое, что в одном месте собиралось и все пять такс. Фига не считаем. Его пристроили сразу после окончания съемки эпизода со львом.
Для собак студия специально выделила микроавтобус. Точнее их было даже два. Но один из них постоянно отбирали и посылали по другим делам. С утра каждый съемочный день водитель начинал собирать собак. Сначала мы ездили вместе с ним, беспокоясьо собаках, но в конце концов водитель делал это самостоятельно. Жасмин ездил с водителем только на переднем сидении. Это было его место. Только после того, как я садился в машину, он перебирался назад. Жасмин считал меня настоящим хозяином. Однажды на тренировке, я заметил, что Жасмин "взрослеет" и пытается рычать на меня, когда я забираю палочку или корешок, который он грызёт. Сначала я даже не обратил на это внимание, но Жасмин от тренировки к тренировке становился всё "смелее". Послушание было великолепным, но мальчик взрослел. Пришлось чуть спровоцировать. Протянул руку к корешку, раздался предупреждающий рык. Мы видели рычащих овчарок и не боимся. Руку понес дальше. Впервые увидел таксу в ярости. У меня на руке висел, именно висел, Жасмин и "работал" как будто его кто- то водил на тренировки по защите. Быстро подтянул руку, а второй сделал подсекающее движение. И вот такса уже лежит на спине, а я держу его за горло и чуть придавливаю всем своим весом. Не отпускаю. Жасмин барахтается, рычит, но сделать ничего не может. Сдаётся. Отпускаю собаку, оглаживаю. Беру корешок. Предлагаю. Брать не хочет. Еще раз предлагаю. Не берёт. Всем своим видом показывает, что меня ненавидит. Дулся он целую неделю. Но больше никогда себе такого не позволял. Ни в отношении меня, ни в отношении Ирины, ни в отношении хозяев. Руку Жасмин прокусил, и потом я хвастался синяком, где только можно. Вот такой он "номер два" и главное лицо кинокартины.
Проблемы возникали лично у нас из- за того, что студия съэкономила, взяв во вторую группу более "дешёвых" операторов. Приходилось пробеги снимать по шесть- семь дублей, перед этим сделав столько же репетиций. Всё- равно многие кадры были не "в фокусе". Собаки сбивали подушки на лапах. И мы поэтому поводу очень сильно переживали. Запомнился эпизод съемки на Крымском мосту. Режиссер второй группы Сергей Стеблов вместе с нами расчертили отметки движения собаки для оператора по фокусу. Переживали все, кроме оператора по фокусу. "Сколько заплатят, на столько и накрутим". В итоге, оператор второй группы сам крутил ручку фокуса и эпизод всё- таки сняли. Жасмину после этой съемки дали два дополнительных выходных дня.

"Операция" и Супер Рюрик

В подготовительный период мы не тратили время зря. Для съемки эпизода "Операция" вместе с командой художников по гриму начали конструировать спецэффекты. Задача была очень сложная, потому что шерсть собаки не похожа на кожу человека. И подход к спецэффектам должен быть нестандартным. Екатерина Кузькина- наиопытнейший художник по гриму, потратила на изготовление специальной накладки не один день и результат можно было видеть крупно на экране. "Рану на животе собаки" шили иголками. А до этого мы провели ни один вечер вместе, предлагая варианты и изобретая. Специальная накладка на живот была готова и оставалось только дождаться намеченого дня.
Первой особенностью Рюрика была страсть к еде. Детство его прошло в питомнике, где еды было совсем не достаточно. Ел он всегда и практически всё. Приходилось даже искуственно устанавливать для него норму. После месяца усиленного откармливания у него под кожей даже появился жирок. А к началу съемок мы иногда его путали даже с Жасмином. Выдавало Рюрика излишняя кривизна передних лап связанная с рахитом и недостатком кормления в щенячестве.
Второй его особенностью была любовь ко сну. Спал он в любой ситуации, как только предоставлялась малейшая возможность. как говорят: "аккумулировал энергию". Как только мы заметили эту особенность, технически всё стало уже легко. Стали учить собаку командам "Умри" и "Спи". В первом случае, собаку несут на руках, а она болтается словно мертвая, во втором случае, собака просто спит на столе, закрыв глаза, а её трогают и дергают.
Снимали этот эпизод в настоящей ветеринарной клинике второй группой, поэтому совершенно не было никакой нервотрепки. Приготовили кадр. Хорошо выгуляли и, только после этого, загримировали собаку. Положили на операционный стол. Рюрик, лежал в одной позе и спал 8 (!) часов подряд. К нам заходили доктора из клиники и удивлялись тому, как умело сделана рана. Не верили, что собака находится без наркоза. Приходилось демонстрировать нормальное состояние, пробуждая Рюрика. Собака смотрела на докторов с укором, зачем опять разбудили. Гулять ведь всё- равно не поведёте. И ложилась спать дальше. На экране этот эпизод занимает всего лишь около минуты, но является одной из наших гордостей. Супер Рюрик. Супер спокойный пёс. Наш любимый "номер три".

Ошейник, колесо и сломанное ребро

Обзванивая газетные объявления, когда мы занимались поиском подрощенных щенков таксы, случайно нашли Фигаро номер четыре- Ганса (Абдула Ассортик). Поехали в Митино. На пороге нас встретил замечательный пес. Он был уже зрелой собакой с состоявшимся эго. Он занимался на притравочной станции, имел дипломы и многочисленные награды. Умел по команде приносить свой "иконостас" и делать "зайчика". А еще с большим удовольствием искал и приносил свой ошейник. Это было его любимой командой. Чем мы потом и воспользовались на съемках. Это был совершенно сформировавшийся пёс. И учить его чему- либо было просто интересно. Вся подготовка снималась на камеру, и каждую неделю монтировался отчет, который и ложился на стол режиссеру. Режиссер ставил совершенно дурацкие задачи. Например, нужно было по команде "писить" на колесо машины. С Гансом мы добились и этого. Единственный недостаток был в том, что собака поворачивалась к камере под произвольным углом и этот угол никогда нельзя было предугадать. Однако, в отчет эти кадры вошли, что дало нам некоторую успокоенность и возможность незаморачиваться над "дуростью". Как именно снять этот трюк мы придумали чуть позже. И на репетициях добились полного правдоподобия. Позже уже на съемках, режиссер всё делал по- своему и нас совершенно не слушал. В итоге из-за того, что вместе объединили проход- подход- остановку- поднятие лапы- "писиние"- выстрел- убегание получилось всё довольно посредственно. Позже это всё- равно "разрезали" на разные куски. Обидно.
На момент съемок Гансу уже шел седьмой год. Пробивалась седина, которую мы забивали тоном. Гансяра молодел не только визуально. Он после грима ощущал себя ровестником наших "малышей" и резвился с ними на равных. Буквально за две недели произошло ЧП. На тренировке, бегая в стае, Ганс сломал ребро. А точнее, Гансяра бежал за мячиком. Рядом находились и Горошек, и Рюрик, и немецкая овчарка Алекс. Гансяра добежал до мяча первым и уже нес его к нам, но вдруг решил атаковать Алекса, который сунул близко свою морду. Драка. Ганс отакует, Алекс отвечает. Три секунды- собаки разошлись. Совсем неравные весовые категории. Гансяра поскуливает, стоит и не хочет подходить. Делаем осмотр. Понятно, что есть внутренние повреждения. Тренировка заканчивается. Едем в лечебницу. Снимок показывает перелом ребра. Вот это позанимались... До съемок две недели. А самая сложная сцена впереди и с неё начинают. Но всё сложилось достаточно удачно. К началу съемок Ганс чувствовал себя прекрасно. И на крупном плане в эпизоде со львом вы видите именно его страшный оскал. В сценах пробегом по норе в притравочной станции бегал только Ганс. Наш любимый "номер четвертый".
Ганс прожил более двенадцати лет и умер 4 июня 2008 года. Врачи, к сожалению, ничего не смогли сделать. Возраст. В моей памяти он остается игривым и заводным Гансярой, который снялся в двух полнометражных картинах и принес нам массу замечательных моментов и впечатлений.

Прыжок на руки

Съемки этой сцены вообще меня чуть не свели с ума. В ней были заняты все пять наших собак. Причина была проста. Актёры не могли поймать собаку в прыжке, и после очередного падения, приходилось менять собак. Сцена была простой. Собака должна была прыгнуть актеру на руки. Проще простого. Но актёры заранее не принимали участия в репитициях. И правильно и своевременно не могли никак поймать собаку. Выше всех прыгал наш Бэри- Фигаро номер "пять". Он с легкостью выпрыгивал на высоту 1,5 метра, практически на уровень лица. Нужно было только двумя руками схватить собаку. Но актеры не могли никак этого сделать и уронили дважды собаку на пол. Доверие к актерам у Бэри пропало. "Доверяю только дрессировщикам"- видимо, сказала собака. Потом доверие пропало и у Ганса, и у Рюрика, и Гороха. Остался самый тяжелый Жасмин, который и сделал, в конце концов, этот трюк. Я ещё раз убедился в том, что кино нужно уметь снимать и готовить к съемкам актёров, даже к пустяковым сценам.

Ужасная аллергия

За две недели до начала съемок режиссер утвердил актрису- главную героиню. Настя Цветаева приехала к нам на первую тренировку домой. Красивая девочка, с тонкой прозрачной кожей. Начали общение. Жасмин прыгнул ей на руки и облизал. Минуты через три я увидел хорошо знакомую мне реакцию: покраснение кожи, отек. Через пять минут уже были волдыри. Спрашиваю: "Настя, у тебя аллергия на животных?". "Да, очень сильная с астматическим компонентом". Чуть сам не падаю в обморок. В срочном порядке веду Настю в ванну мыться, и кушать таблетки. Понимаю, что эта картина для Насти, скорее всего, на этом и заканчивается. Снова ищут главную героиню. Через неделю мы познакомились с Любой Зайцевой, которая в итоге и снялась в этом фильме. Любовь убедительно роль владелицы таксы (таксистки) и водителя такси (таксистки), а мы получили новую звезду кино.

На железной дороге

Эпизод, который сняли на железной дороге интересен в первую очередь выбрасыванием собаки из поезда. Долго никто не мог придумать как именно это сделать. Нам обещали две платформы, которые будут ехать рядом, муляж собаки, и еще много всяких придумок, но приехав на место мы поняли, что нет совсем ничего. Администрация в срочном порядке делала нечто подобное баскетбольной корзины, которую предполагалось укрепить к вагону. Задница полная. Шансов у собаки выжить почти не было. Стали предлагать свои варианты режиссеру, но, как всегда, слушать он ничего не хотел. Подошли к Ламеру. Оператор выслушал и заинтересовался. Посмотрел на месте и убедил режиссера снять именно так, как вы видите в картине.
Затем настал звездный час "Ирины Афанасьевой" и Рюрика. Ирину (кстати, она ещё и официально каскадер) на специальных ремнях мы привязали к краю поезда. Ира сидела на парашютной сиделке и страховалась дополнительно ремнем на талии. Стропы были привязаны так, что не мешали рукам Иры. Я, брал собаку в одну руку, и за шкирку выбрасывал Ирине. Собака пролетала около 60 см и приземлялась в руки дрессировщика. После второй репитиции Рюрик перестал совершенно волноваться, потому что знал, что сейчас уткнётся носов в подмышку хозяйки и громкие звуки на съемке к нему совершенно не относяться. Была уже осень и висеть на краю поезда было чуть холодновато. Но в итоге в фильм вошёл замечательный кадр.

Эдуард Кротов. 22 июня 2008 года. www.kinodog.ru

Чуть позже оформлю тему до конца. С фотографиями и видеоматериалами.