Рассказы о съемках

Полезная информация

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Барбос в гостях у Бобика"
Режиссер - Виталий Мельников, Михаил Шамкович. Год выхода фильма - 1964.

Барбос в гостях у Бобика


Не одно поколение детей выросло на короткометражке "Бобик в гостях у Барбоса".
Фильм снят по рассказу Николая Носова "Бобик в гостях у Барбоса".
В драной конуре живет пес Барбос, а комнатный баловень Бобик нежится в подушках и не слушается Дедушку. Однажды Бобик в отсутствии дедушки приглашает Барбоса в гости и начинает безудержно хвастать. Наевшись, накупавшись в ванной, друзья уснули в Дедушкиной кровати...
Роли исполняли: лхасский терьер Мишка, дворняга Люкс, болонка Амишка, боксер Эро, сиамская кошка Тау.
Дрессировка - Острецова Лидия Ивановна. Широко известны кинофильмы, в которых Лидия Ивановна принимала участие как дрессировщик. Это «Соленый пес», «Барбос в гостях у Бобика», «Зеленые цепочки», «Учитель пения», «Синяя птица». Не сходят с экрана телевизоров «Приключения Электроника» и «Жизнь и приключения четырех друзей». Она считала, что для работы в кино можно обучить собаку любой породы. В ее фильмах снимались многие беспородные собаки-метисы, у которых «есть сердца, способные бешено биться от счастья и горестно сжиматься от тоски».
Посмотреть фильм можно здесь .
Виталий Мельников дебютировал как режиссер художественного кино сняв короткометражный фильм "Барбос в гостях у Бобика" (совместно с М.Шамковичем).
Из различных интервью с Виталием Мельниковым:
"- После десятилетней работы в неигровом кино я волею случая попал на "Ленфильм", и первый мой опыт был на картине "День счастья" у Иосифа Ефимовича Хейфица - вторым режиссером. Картина завершилась, и я, честно говоря, не знал, что делать дальше... И тут в коридоре встречает меня директор студии Киселев и говорит: "Ну, Виталий, отработал ты хорошо, надо начинать самостоятельную картину. Важно проверить, умеешь ли ты работать с актерами". Я был не против и стал ждать сценария.
Вскоре узнаю: мне предстоит снимать картину "Барбос в гостях у Бобика"...
- Выдержали "актерский" экзамен?
- Похоже, что да. Поскольку уже на худсовете по утверждению моих четвероногих артистов афористически прозвучали слова Иосифа Хейфица: "Здесь видна не только дрессура, но и режиссура"...
— Говорят, животных снимать в кино очень тяжело. Как вы отважились на этот фильм? Тем более что это был ваш режиссерский дебют.
— А как я мог отказаться? Пришлось соглашаться на то, что дают. Кино ведь плановое хозяйство. Нужно было снимать детскую картину. Кому предложить? Разумеется, начинающему режиссеру: пусть покажет, чему его научили в институте.
Причем там история была такая. Сначала собирались сделать мультипликационный фильм. Потом какой-то умник подсчитал, что так будет дорого. Зачем рисовать? Давайте снимем живых собак! Так государству обойдется дешевле. А Мельников заодно продемонстрирует, как умеет работать с "артистами".
— Интересно, а на худсовете кандидатуры собак так же обсуждали, как актеров-людей?
— Конечно. Ой, псы были замечательные! По сценарию нужно было найти двух собак — дворнягу и такого, более изысканного пса. Вообще, все было, как в обычной картине: пробы, репетиции, съемки. Как сейчас помню, на киностудии рядышком висели эскизы декораций — "Замок Гамлета" и "Конура Барбоса".
— Как себя вели собачки на съемочной площадке?
— У нас была замечательная дрессировщица, которая, кстати, работала еще в картине "Ко мне, Мухтар!". Она говорила собаке: "Сядь", и та послушно садилась.
— В одном американском фильме о поросенке за главного героя снималось чуть ли не 30 свиней. Сколько на самом деле было Бобиков и Барбосов?
— Собак было только две. Их одобрил худсовет, и они честно отрабатывали свои деньги. Увы, пес, который играл Барбоса, плохо кончил.
— Боже! Неужели его после премьеры отвезли на живодерню?
— Ну, на самом деле в житейском смысле ему повезло. А вот в творческом плане... "Барбоса" "усыновила" главный редактор "Ленфильма". Через некоторое время собака совершенно обнаглела, разжирела, поглупела. В итоге перестала сниматься и ушла в неизвестность, как и многие зазнавшиеся актеры-дебютанты. А вторая... Она и так была бездарна, так что c ее дальнейшей актерской карьерой все было ясно."


Для фильма "Барбос в гостях у Бобика" очень долго искали лохматых актёров. Кастинг четвероногих артистов был сумасшедшим. Поиск артистов шел очень серьезно. Кинопробы — в обществе собаководства на Красноармейской. Уже за километр был слышен собачий визг и была длиннейшая очередь. Хозяева рвались прославить своих любимцев во что бы то ни стало. Были и скандалы: «Как вы смеете ее не брать, эта собака блокаду пережила!..» В общем, дрессировщица Лидия Острецова («Ко мне, Мухтар!» — ее работа) была в растерянности.
Маленькую нашли достаточно быстро, а вот большого (подходящего) долго не было..нашли случайно..притулился бездомный...Лидия Ивановна начала с ним работать. Так и снялся бродячий пёс Люкс.
К животным даже приставили специальных гримеров. Так полагалось в любой картине по штатному расписанию. Они сидели рядом с площадкой и валяли Ваньку. А потом был худсовет, картину принимали с очень серьезными лицами.

А в 1977 году на экраны вышел цветной, рисованный мультфильм режиссера Владимира Попова "Бобик в гостях у Барбоса". Роли озвучили Юрий Никулин (Барбоска) и Олег Табаков (Бобик) - более звездный дуэт трудно себе представить!
Песенку "Человек собаке друг" из этого мультфильма наверняка не раз насвистывал каждый из нас.
В мультфильме допущены небольшие "киноляпы":
  • Барбос с дедушкой выходят гулять. Дверь открывается НАРУЖУ СЛЕВА НАПРАВО. Через минуту они возвращаются с прогулки - дверь открывается НАРУЖУ СПРАВА НАЛЕВО.
  • В конце мультфильма эпизод: дедушка пришёл с работы, поскользнулся на киселе и сидит на полу. Дверь открыта ВНУТРЬ СЛЕВА НАПРАВО. Следующий кадр: виноватый Бобик стоит в дверях с веником в зубах. Дверь дедушка открыл ВНУТРЬ СПРАВА НАЛЕВО. Далее: Бобик заходит в дом, кадр с улицы, дверь закрывается за ним СНАРУЖИ СЛЕВА НАПРАВО.
  • Посмотреть мультфильм можно здесь .