Рассказы о съемках

Рейтинг@Mail.ru

Главная » Собаки в кино » Рассказы о съемках » Кинокартина "Ставка на любовь"
Режиссер- Артём Михалков. Год выхода фильма- 2016.

Ставка на любовь


А была ли собака?

Как вы уже поняли, собака была. Скажу больше, их было несколько. Чаще всего в картине будет виден йоркширский терьер, главный исполнитель трюка, крупным планом, и его дублер, на руках.
Использование дублеров в любом проекте всегда оправдано. Дело в том, что график съемок во многих группах размыт, и съемочные дни для животных спланировать практически не возможно. Владельцы животных, как правило, работают, и воспринимают съемки, как развлечение, и поэтому вырваться в любой день на "ожидание и ковыряние в носу" им бывает проблематично. Дата выполнения трюка была известна заранее, а дополнительные дни возникали спонтанно. Поэтому решение с первого момента было однозначным и рациональным: трюк делает Лаврик - первый номер, на руках во всех остальных эпизодах сидит Эльза - номер второй. Уверен, что никто из вас подмены не заметил.
Началось всё с телефонного звонка. Ассистент по реквизиту Александр Лозовский обзванивал все "конторы" и искал миниатюрную женскую элитную собаку, которая будет хватать мобильный телефон. Спросил у него, сколько есть времени, какую породу нужно и как именно надо хватать? Времени было около трех недель, предпочтителен йоркширский терьер, а телефон нужно было просто брать зубами. Хорошо. Я несколько лет назад готовил для съемок в "Невесте любой ценой" собаку Кристины Афиногеновой, супер- собаку, Лаврика. В той картине мы делали по-настоящему сложные трюки. Телефон уж как -нибудь донесем, тем более, что на первом этапе переговоров его нужно было просто брать с дивана пастью. Задачи держать и, тем более нести, вообще не стояло. Позвонил Кристине. Попросил сделать несколько подготовительных упражнений, и заснять процесс на камеру мобильного. Буквально через день видео было. Это самое видео я отправил ассистенту по реквизиту. Через три дня он перезвонил и сообщил, что собака подходит и утверждена, это именно то, что им надо, и назвал предварительную дату съемки. Кристина собиралась уезжать отдыхать. Её отпуск заканчивался неделей раньше запланированной даты, и волнений о том, что не успеем или не сможем, у меня не было.
Однако, зная историю работы групп на съемках, мы решили не ограничиваться просто подъемом телефона, а делать трюк с подносом с большого расстояния. Тем более Кристина профессионально дрессирует собак, а Лаврик суперопытный пёс.
Естественно, я периодически стал "напрягать" Александра, чтобы нам для репетиций выдали копию того самого телефона, который нужно будет поднимать. Это было очень важно для меня, и совсем не важно для режиссерской группы. Телефон, естественно, появился только в день съемок. И зацепиться зубами за айфон собаке было невозможно. Но об этом чуть позже.
Недели через две снова позвонил Александр и "обрадовал", что есть ещё съемочные дни для собаки. И они наступают уже завтра. На вопрос, что хотя бы нужно делать, получил ответ, ничего - просто сидеть на руках. Ладно, привезем для этого дублера. Звоню Татьяне Маркиной. Её собаки тоже снимались в кино. Объясняю задачу. Договариваемся о месте встречи. Прошу привезти одежду для собаки, которую, кстати в дальнейшем купили и использовали на съемках реквизиторы.
В первый же наш съемочный день познакомились с Полиной Максимовой, которая о своей работе оставила очень теплые чувства. С моей точки зрения, она профессионал своего дела. И это правда. Я видел на съемочной площадке множество капризных актрис. Работать с собаками в нервной обстановке очень тяжело, но Полина к своим партнерам - собакам относилась с трепетом и всячески нам помогала. Спасибо ей за это.
Я ещё хочу рассказать о работе Полины. Я присутствовал на съемках нескольких разнообразных эпизодов этой картины. Сильно запомнился эпизод съемок в Речном порту. Было очень холодно, мокро и ветренно. Полина играла роль абсолютно профессионально. Её костюм был очень тонким и она откровенно замерзала. Администраторская группа не предусмотрела ни каких удобств для обогрева актрисы. Но в кадре Полина играла так, что вы не увидите и малой доли того, о чем я только что сказал. После команды "стоп", я забирал собаку и быстро накидывал на Полину теплую куртку и одеяло. Мне это делать было совершенно не сложно, и выполнение обязанностей вечно опаздывающих и ни о чем не думающих костюмеров не напрягало, а даже веселило.
Владелицу Эльзы - второго йоркширского терьера, которого и носили постоянно на руках, Татьяну Маркину, я постоянно просил не делать на голове собаки причесок и не цеплять на неё всяческих украшений, но Таня всё-равно это делала. Доводы о том, что на второй собаке не будет модных причесок принимались на пару минут. Татьяне доставляло удовольствие заплетать собаке разные челки. Позже я плюнул на уговоры и сдался, но яркие и красивые резинки с заколками были убраны, остались лишь самые простые.
Один раз мы опоздали на съемку. Однако своей вины в этом я никакой не вижу. Нас вызвали накануне на вечер на Новый Арбат, однако не уточнили время. Около трех позвонили, и сказали, что через два часа мы должны быть в кадре. Я уточнил про парковку. На Арбате трудно припарковаться, и парковка платная. Ответили, что езжайте на метро. Окей. Метро так метро. Жулебино - Арбат, общественный транспорт и пешком - три часа.
Меня каждый раз изумляет дилетантизм собираемых в последнее время групп. Скорее всего, я немного избалован участием в суперпроектах и общением с профессиональными цехами. К хорошему я привык, и считаю, что кино должны делать именно профессионалы. Наиболее вменяемым человеком из съемочной группы, кто оставил о себе совершенно нормальное впечатление, был, как это ни странно, оператор-постановщик Марат Адельшин. Именно ему должен быть благодарен режиссер-постановщик Артем Михалков за съемку довольно сложного трюкового эпизода с собакой. Марат настоял, чтобы после установки приборов и десятиминутной репетиции сразу начать снимать, хотя все помощники режиссера и администраторы вокруг настаивали сделать после репетиции с собакой часовой перерыв на обед, остынет, видите ли. Чуть на повышенных тонах, но в головы «дикарей», было донесено, что заставить собаку работать, особенно после обеда будет очень тяжело, тем более что собака не служебная, и сидела, ожидая своей очереди, более 5 часов.
Сняли в итоге около двадцати пяти дублей. Переносная камера - «Стедикам» двигался в 30 сантиметрах от собаки и в этом- то, и была главная сложность. От дубля к дублю Лаврик делал трюк всё лучше. В фильм вошел самый последний дубль, хотя хорошими были все, начиная с третьего, а особенно хорошими начиная с 10. После двадцатого дубля работали на улучшение. По просьбе творцов запрыгнули вместе с телефоном на кровать, хотя изначально ставилась задача просто подносить и никуда не запрыгивать. В самом начале на выданный нам прямо перед дублем (!) телефон мы надели маленькую цветную резинку. Это было необходимо для того, чтобы, во-первых, оставить на айфоне хоть капельку знакомого запаха и, во-вторых, обеспечить хоть какой-то зацеп зубами за скользкий, стеклянный предмет. В последних дублях Лаврик совсем приловчился, стабильно подхватывал телефон, и мы убрали резинку совсем. Говорил реквизиторам дать нам заранее игровой телефон, но всё было предсказуемо и знакомо.
Сложности при съемке этого трюка у нас были. Сначала Лаврик начал шарахаться от стедикама, помня о полученном буквально только что негативном стереотипе поведения находящихся вокруг людей, которые на него «прыгают и пытаются раздавить», но быстро понял, что сейчас мы с ним «весело играем», камера ему не угрожает и не сделает для него ничего плохого.
Дело в том, что именно эта сцена снималась с середины, то есть сам собачий трюк снимался в ней последним. А первым делом, как это принято в кино, сняли общий план с громко орущими, визжащими и прыгающими вокруг собаки актерами. Собака «выдержала» всего два дубля, пытаясь сидеть на кровати, и наблюдать за происходящим, но потом сразу после команды «начали» стала выбегать из кадра. Общий план кое-как сняли, потом стали делать укрупнения актеров. Общей концепции, по моему мнению, не было. В итоге, лажа в монтаже. Отдельно трюк, отдельно говорящие головы, отдельно история.
Была ещё одна довольно любопытная фишка. Второй режиссер с супервайзером вынесли мне мозг, что собака не та, до этого была совершенно другая, все увидят подмену и ничего не склеится. Аргумент о том, что розовая одежда на собаке стирает грань индификации, и зритель на экране будет видеть большое розовое пятно, и только в самую последнюю очередь волоски на носу, не воспринимался.
В итоге, мы входили на площадку со словами второго режиссера, что у нас абсолютно ничего не выйдет, собака все - равно ничего не принесёт, потому что йорки в пасти вообще ничего не носят, и я - второй Зуйков, и надо на площадку везти вторую собаку. Прекрасный посыл для плодотворной работы. Про себя поржал, внешне был совершенно спокоен.
Это спокойствие передалось Кристине, Лаврику, и провала не вышло. Мы отработали на «отлично». Траектория подноса телефона изначально была очень сложной и практически не осуществимой. Два изменения направления, проход на камеру, поворот и параллельное движение. Люди с таким справиться не могут. Я настоял, чтобы траекторию максимально упростили. Нашли компромисс. Расстояние увеличилось до 5 метров, на полу лежали различные предметы. Спасибо группе, что прислушались и не мешали нам работать. В итоге, сняли шикарный кусочек.
Эльза тоже оставила о себе прекрасное впечатление. Даже в эпизодах сидения на руках она сыграла самостоятельно и неповторимо, сильно оживив картинку.
В картине снялись ещё и дворняга. Это одна из последних ролей нашего любимого Фили Ирины Афанасьевой.
Наверное, о собаках в этой картине всё. О качестве фильма судить вам. Режиссер - постановщик этого фильма самый слабый из тех, с кем мне пришлось поработать. И это правда.

Эдуард Кротов. 25.02.2016